Статьи

Программы для визуализатора

За свою тридэшную жизнь я сделал немало визуализаций разного плана: и интерьер и экстерьер, и в Короне и в люмионе и даже в игровом движке, но до сих пор, созерцая результат своей работы я сижу с глупой улыбкой ребёнка, построившего замок из песка и камушков))) Все-таки визуализация сильно смахивает на какую-нибудь алхимию, ты не находишь? Тут и точные науки (геометрия, математика) и творческое начало (композиция, освещение, ракурс) и магия (создание материалов, как реалистичных, таких как дерево или камень, так и любых других). Не обходится и без великого рандома – рендер движок штука капризная и может выдавать разные перлы. И как у любого ученого-алхимика, у визуализатора есть свой секретный набор инструментов, с помощью которых он препарирует, сшивает, выращивает, словом, создает свою 3D-магию. Давай одним глазком заглянем в чью-нибудь лабораторию и попытаемся выяснить – какими же инструментами пользуется алхимик-визуализатор?

На самом деле визуализатор использует те же программы, что и другие тридэшники, добавляя в свой арсенал рендер плагины или рендер движки. Все эти программы делятся на несколько типов:

- полигональное моделирование
- скульптинг
- чертеж
- референс
- симуляционное моделирование
- развертка
- текстурирование
- ретопология
- рендер движок
- постобработка

Визуализатор использует этот набор не всегда и не в каждом проекте, но на рабочем столе у хорошего визуализатора ты всегда найдешь ярлычки подобного комплекта программ. Итак, рассмотрим эти типы поподробнее.

Моделирование.
Для моделлинга существует множество программ, но из общей массы можно выделить всего несколько. Во-первых, это 3Ds Max от студии Autodesk. Если театр начинается с вешалки, то 3D начинается с 3Ds Max и, если ты не слышал этого названия, значит ты точно не тридэшник, и скорее всего не понял ни слова из этой статьи! Но не отчаивайся! Тридэшниками не рождаются, во всяком случае не сразу. 3Ds Max – это профессиональный пакет для полигонального моделирования. Эта программа чуть ли не одной из первых явила миру возможность создавать компьютерную графику без написания кода на языке программирования и с тех пор постоянно прогрессирует, обрастая новыми возможностями и сторонними плагинами. Знание Макса требуют при устройстве практически на любую работу, связанную с 3D-графикой, и почти каждая школа, в том числе и та, в которой я учился Visschool.ru, учит своих студентов работать именно в ней.
Студия Autodesk настолько крута, что помимо Макса выпускает десятки различных программ, в том числе и для моделирования. Одна из самых популярных это Maya, которую любят аниматоры за удобство работы с ригом и анимацией.
Так же существует и Cinema 4D от компании Maxon – это комплексный пакет для создания 3D графики, который включает в себя возможность создания VFX эффектов, текстуринг, собственный рендер и возможность подключения десятка сторонних движков. Кроме всего прочего Синька локализована на русский, что сильно привлекает начинающего русского тридешника.
Все вышеперечисленные программы стоят немалых денег, хотя Autodesk симпатизирует студентам и предоставляет возможность БЕСПЛАТНО изучать многие свои программы в течении ТРЁХ (!) лет. Программы полностью функциональны и имеют все возможности платных за одним единственным исключением: в сохраненном файле проекта, сделанном в студенческой версии программы, оставляется пометка, о том, что проект не предназначен для коммерческого использования и создан в студенческой версии программы. Но по большому счету это не помеха, ведь подобной метки нет ни на экспортируемых файлах моделей ни, конечно же, на картинках при рендере.Но если ты собираешься получать звание «Самый законопослушный гражданин», а денег на дороженный софт к сожалению нет, то тебя спасет потрясающая своим функционалом абсолютно бесплатная с открытым исходным кодом программа Blender 3D. Блендер это не какой-нибудь мелкий софт, а полноценный профессиональный пакет для 3D графики с возможностью полигонального и скульпт-моделирования, развертки, текстуринга, 2D и 3D анимации, собственный и подключаемые рендер движки и, помимо всего прочего, имеющая колоссальное комьюнити, огромную базу знаний и возможность интеграции с кучей других программ и движков, а если (о, великий!) ты еще и программируешь на питоне (язык программирования Python, поддерживаемый в Blender 3D) то для тебя открыты все возможности для создания собственных скриптов для облегчения труда.

Это, конечно, далеко не самый полный список программ для моделирования – они исчисляются десятками – но выбрав для старта одну из предложенных, ты точно не ошибешься!

Скульптинг
Скульптинг это скрупулезный и как правило трудоемкий процесс, поэтому визуализатор пользуется в основном готовыми моделями со стоков и очень редко прибегает к помощи скульптинга. Ведь скульптить модель, потом делать ретопологию, запекать геометрию в карты нормалей… Бррр… У визуализатора на это просто нет времени! Однако иногда заказчику требуется уникальный элемент дизайна и жадный экономный визуализатор берется за скульпт сам.

Из некоторого количества программ для цифрового скульптинга можно выделить несколько основных. Как для полигонального моделирования флагманом является 3Ds Max, так для скульптинга бесспорным лидером стала программа ZBrush от Pixologic. Примечательно то, что этот пакет изначально разрабатывался для 2D рисования и сохраняет эти функции и по сей день, ввергая в шок пользователей, впервые открывших на своей машине интерфейс программы. Эта софтина чрезвычайно недружелюбна к пользователю, имеет странную философию, отличную от основного 3D мира, и очень сложна в освоении. Но как только ты перетерпишь боль и страдания процесса обучения ты с головой окунешься в фантастический и поистине безграничный мир цифровой скульптуры и проведешь в «Зебре» не один час, с детским восторгом лепя рожицы и фигурки из пиксельной глины!

Основным конкурентом «Зебре» или «Брашу» на сегодняшний день является Mudbox от кого, ты думаешь? Конечно Autodesk! Которые видимо решили полностью поработить мир 3D! И это у них обязательно получилось бы, сделай они цены на свои продукты хотя бы вдвое ниже… Но мы здесь говорим о прекрасном, поэтому вернёмся к Mudbox. В отличие от своего конкурента обладает понятным и привычным интерфейсом, привычной философией и при этом не уступает по функционалу ZBrush, хотя и имеет свои «приколы».
Кстати, Автодескам мало одной программы для скульптинга! Для полного счастья они еще выкупили Meshmixer, который имеет по сравнению со старшими братьями ограниченный функционал, но отлично подходит для знакомства с цифровым скульптингом. Но не думайте, что это детская забава – в Meshmixer можно создавать вполне годные, высокодеталлизированные модели.
Ну и в дополнение еще две программы, которые не специализируются на скульпте, но имеют в своем арсенале возможность цифровой лепки: это 3D-coat и уже упомянутый ранее Blender. 3D-coat имеет массу полезнейших инструментов, к которым мы еще обязательно вернемся, среди которых присутствует и скульпт. Это, конечно не Зебра или Мадбокс, но в сочетании с другими интересными возможностями программы, серьезно ускоряет процесс моделирования от идеи до конечного результата.

Чертёж

Каждый визуализатор должен хотя бы немного разбираться в чертежах, ведь часто именно чертеж является основой построения здания. С программами для чтения и редактирования чертежей и с остальными важными инструментами алхимика-визуализатора, такими как, пакеты для развертки, текстурирования, коллажирования референсов и главным оружием – рендер движками мы с тобой познакомимся в следующих статьях, ну а пока до новых встреч!
2020-03-24 11:26