Статьи

Основные профессии в 3Д

Часто в 3D люди попадают в погоне за романтической мечтой: создавать игры или рисовать мультфильмы, работать в крутой компании разработчиков или популярной киностудии. Но окунаясь в этот, без сомнения, волшебный и многогранный мир, многие открывают для себя новые, не менее интересные профессии и направления.

Профессии в 3Д настолько тесно переплетаются друг с другом, что без знания основ одного практически невозможно заниматься другим. Нельзя моделировать персонажа, ничего не зная об анимации и риггинге, нельзя делать развертку, не представляя работы с текстурами и невозможно смоделировать здание, не понимая хотя бы основ чертёжного дела. Поэтому, знакомя студента с его будущим, хорошие школы 3D мастерства, такие как, например, Visschool.ru, на первых шагах стараются погрузить его во все аспекты тридэшного дела. А уже потом, когда человек понимает, к чему у него больше всего лежит душа, начинает расти будущий аниматор, визуализатор, VFX-художник, а то и программист. Да-да! Поскольку 3д это мир цифровой, то и разговаривать желательно уметь на языке этого мира. И некоторые начинающие тридэшники, изучая языки программирования, продолжают идти по этому пути. Но обо всем по порядку! Итак, начнем разбор основных профессий будущего!


Моделер!

Основа 3D мира, альфа-начало - трёхмерное моделирование! Моделер, как настоящий цифровой волшебник, создает геометрию, превращая точки, линии, треугольники и квадраты в дома, космические корабли, животных и вообще во все, что захочет! С моделирования начинается все. Основы этой профессии обязан знать любой тридэшник, ведь от понимания принципов создания цифровой геометрии зависит эффективность работы с моделью. Это как уметь читать и считать!

image
Из-под мышки или пера моделера выходят самые разные модели, в зависимости от назначения – трава это или танк, бегущая лошадь или искры костра – если мы это видим, значит это было сначала смоделировано, потом анимировано и раскрашено. Вот сколько есть направлений в CG – мире, столько есть и направлений в моделировании. Эта профессия имеет столько ответвлений в зависимости от назначения создаваемых моделей, что нет смысла их все перечислять! Лично я представляю себе этих людей как ремесленников 3D мира: есть моделер-мебельщик, моделер строитель, моделер-автомобилист. Моделить можно все, что угодно: здания, мебель, ландшафты, животных, людей, деревья, транспорт… И то, что есть в нашем мире, и то, что придумала воспаленная фантазия человека!
image
Для создания трёхмерной геометрии написаны тонны различных программ со своей философией и принципами построения геометрии. Их мы обязательно рассмотрим в следующих статьях, а пока можно выделить основные: это король полигонального моделирования - 3Ds Max от компании Autodesk, Maya от них же, ZBrush для цифрового скульптинга и бесплатный Blender, который успешно совмещает в себе и то и то. Программа — это инструмент моделера. Есть те, кто умеет пользоваться десятками таких инструментов, а есть другие, которые мастерски владеют одной-двумя программами в зависимости от специализации.

Без моделирования в мире 3D не прожить при любой профессии, но если вы выбрали именно эту, то вам откроются двери любой CG-студии! Без нее не обходится ни один разработчик игр, ни один современный мультфильм или кино. Везде, где так или иначе работают с 3D графикой трудится этот человек, а то и целая команда.


Визуализатор!

Это не только звучит круто, но еще и выглядит! Визуализатор занимается созданием крутых картинок или коротких роликов. Он мало моделирует, а использует в основном готовые модели, скачанные с интернета или используя свои. Может показаться, что большую часть времени, визуализатор расставляет стулья и книжки по сцене, но на самом деле эта профессия требует довольно обширных знаний во многих областях. Ведь качество картинки зависит и от грамотно настроенных материалов, и от правильной расстановки света, ракурса камеры, композиции и настроения художника!

image
Направления работ по визуализации бывают самые разные. Самые популярные из них, конечно же, визуализация интерьеров и экстерьеров. Как раз этим-то частенько и занимаются начинающие тридэшники вне зависимости от того, какую профессию они станут развивать дальше. Ведь именно визуализация приносит и моральное удовлетворение, и неплохие деньги, а рынок полнится заказами! Умные дизайнеры не тратят время на программы для визуализации, а поручают эту работу специально обученному человеку, зная, что это намного эффективнее, чем делать все самому. Часто дизайнеры ищут себе постоянного визуализатора – того, с кем можно найти общий язык. Ведь от того, на сколько правильно визуализатор понял техническое задание дизайнера, зависит и качество результата и, самое главное, сроки! Вот и работают в тандеме, часто проживая на разных концах страны, а то и планеты.

Помимо «виза» интерьера и экстерьера бывает требуется визуализация отдельных элементов или моделей, но, как правило, такую мелкую работу совмещают вместе с созданием этих самых моделей.

Аниматор!

Нет, это не тот подвыпивший дядя, который в ростовом костюме Микки Мауса развлекает детей на празднике. В 3D аниматор занимает весьма почетную и высокооплачиваемую нишу. Именно он вдыхает жизнь в пустую геометрию, заставляя автомобили ездить, а персонажей двигаться. Чтобы быть успешным аниматору необходимо знать целую кучу разных вещей, как технических, так и из области искусства:

Во-первых, для того, чтобы персонаж анимировался правильно и его руки и ноги сгибались в нужных местах, модель должна быть смоделирована специально для анимации. Этим, конечно, занимается моделер, но аниматору необходимо с первого взгляда определять – подходит ли предлагаемая модель для анимации или придется ругаться с моделером.

image
Во-вторых, для анимации модель как правило оснащается скелетом или «ригом» и это скрупулёзный и трудоёмкий процесс. В больших студиях аниматор не занимается оснащением моделей сам, но в студиях поменьше или на фрилансе аниматору приходится самостоятельно привязывать модель к скелету.

image
В-третьих, сама анимация! Аниматор должен чувствовать каждого своего персонажа, уметь передать через движение и его характер и настроение и даже отношение героя к окружающему миру. Для этого он изучает тонны материалов по анатомии, принципам движения, дизайну анимации и прочих премудростей и растет с опытом прожитых жизней. Как настоящий артист аниматор имеет собственную актёрскую копилочку, в которую он складывает найденные решения, модные фишки, чужие и собственные ошибки и применяет все это на своих персонажах, позволяя им по-настоящему жить!

image
Стать аниматором под силу совсем не каждому тридешнику, здесь действительно нужны и колоссальная усидчивость и любовь к своей профессии, а самое главное определенный актерский талант. Но уж если вы влюбились в это дело и решили развиваться как аниматор, будьте уверены – с голоду вы точно не помрете)))

VFX – художник!

Это тот самый чувак, который делает всякие CG – вкусняшки: огонь, взрывы, снег, магические флюиды, дым, в общем все, что придает красивости и необычности в сцене. VFX – художник мало моделирует, но много думает – почти всегда эфекты создаются процедурно – это позволяет им выглядеть реалистично, а значит здесь пахнет программированием. Самое сложное в работе VFX – художника создать так называемый «Вау-эффект», удивить зрителя или погрузить его в определенное состояние. Каждый раз необходимо делать свою работу все круче и круче – ведь избалованный нынче зритель может сказать: «Пффф! Я это уже сто раз видел». Все тридэшные профессии требуют постоянного самообразования, ведь это молодая и быстроразвивающаяся сфера, но VFX-художник, или как их еще называют - VFX-артист, должен развиваться быстрее всех!

image
В киноиндустрии понятие VFX намного обширнее. Под этим термином понимается вся графика в кадре, которая не снимается вживую. Например, подмена актера трёхмерным персонажем, или даже замена всего окружения 3D графикой.

image
image
VFX-артисты редко работают на фрилансе. Обычно студии, использующие VFX, имеют своего штатного художника или даже команду. Ведь костер костру рознь и у VFX-художника всегда должна быть возможность посоветоваться с режиссером проекта, его дизайнерами на предмет «а вписывается ли его эффект в концепцию?»

3D-generalist!

Это человек-оркестр тридэшного мира. Он все знает, все умеет, может сам начать и сам же закончить проект. Конечно, каждый тридэшник немного generalist. Как я уже писал выше – нельзя моделировать персонажа не зная, как он будет анимироваться и так далее - ну вы уже поняли. Но многие маленькие студии не могут позволить себе целый штат узких специалистов, вот, видимо и придумали такую профессию. Однако, сложность такой работы в том, что сфера 3D растет и прогрессирует ежедневно, и успевать за новыми фишками сразу во всех направлениях естественно невозможно. Генералисты часто используют программы не самых свежих версий, старые приёмы и принципы работы. А все потому, что им попросту некогда разбираться сразу во всех новинках. Несмотря на это, Generalist неплохо чувствует себя на вольных хлебах – фрилансе, ведь чем больше ты умеешь, тем проще тебе найти заказ. Как правило это небольшие среднего уровня проекты с соответствующим бюджетом, но для одного человека вполне лакомый кусок. Так что, если ты, дорогой коллега, представляешь себя специалистом широкого профиля, который захотел – взялся за визуализацию, захотел – сваял цифровую скульптуру, а не захотел, так и вовсе прыгнул в самолет с ноутбуком под мышкой и улетел в путешествие по странам (имеющим интернет), то значит 3D generalist это твой выбор!

На сегодняшний день уже и не счесть то количество разных веток в CG профессиях, которые доступны абсолютно всем. Мы рассмотрели самые главные, можно сказать, «школы» этой магии и я надеюсь, что заинтересовал тебя попробовать их все! Да-да, никто не заставляет тебя выбрать свою профессию сразу – попробуй одно, другое, прикинь, какие сроки, сложности, а самое главное – сколько удовольствия ты получаешь от моделинга или анимации, текстурирования космических кораблей или создания реалистичных интерьеров. Только погрузившись в эту вселенную с головой можно понять свой путь, чего тебе искренне желаю!