Бесплатное - не значит плохое!

29Сен

Бесплатное - не значит плохое!

Говорят, что бесплатный сыр только в мышеловке. И от части это действительно так. Программное обеспечение часто становится доказательством этого правила. Наверняка, Вы не раз попадали в неприятную ситуацию, когда находите в интернете бесплатную программу, которая предлагает нужные Вам возможности. Вроде все хорошо, но когда дело доходит до сохранения файла, то программа требует от вас платную регистрацию, иначе вся проделанная работа будет напрасна. Или еще одна уловка некоторых компаний. Вы работаете в программе 30 дней. Она вам ничего не говорит о деньгах, а к этому времени Вы уже изучили интерфейс, а потом бац! Если не заплатите определенное количество денег, то она не запускается. Мошенничество? Шантаж? Нет!

 

 

Все это обычно (почти всегда) прописано в лицензионном соглашении при установке ПО. Да-да в том самом, которое в России, за редким исключением, никто не читает. Да еще и галочку ставим, мол все прочитал, со всем согласен. Так что винить, кроме самого себя некого. К тому же, к огромному сожалению, этот, если позволите договор, иногда пишется на английском, но это к счастью все реже. Такие моменты очень раздражают. Более-менее добросовестные разработчики всегда предупреждают о временных ограничениях, и программа выдает сообщение при каждом запуске, например - “ до истечения срока осталось 20 дней.” Но это в основном крупные фирмы, наподобие Autodesk или Adobe.

Давайте попытаемся найти тот софт, который работает полностью бесплатно, без обмана и конкурентоспособен с акулами CG индустрии.
Учитывая, что таких программ много, мы постараемся выбрать самые лучшие. Это - Blender, Sculptris и GIMP. Это, конечно, далеко не полный список, который хочется рассмотреть, мы будем его расширять.    
Только для начала разберёмся с терминологией.
Бесплатный софт часто называют “free soft”. Это огромное заблуждение. Многие считают, что английское слово “free” переводится как «бесплатно», хотя в английском языке оно имеет семнадцать значений. Это и “свобода” и “слабо ограниченный” и т.п. Поэтому образовалась небольшая путаница. Демоверсия — это тоже free soft. Поэтому, чтобы избежать недоразумений, программное обеспечение, которое действительно свободно распространяется называют - “Open source”. Если Вы видите в описании программы эти слова, то можно со 100% гарантией быть уверенным, что финансового подвоха – нет. Программа абсолютно бесплатна с неограниченным сроком действия. Еще одно заблуждение, это предполагать, что если вы скачаете программу с лицензией “Open source”, то Вы получите доступ к исходному коду программы. Иногда это так, но не всегда. Повторюсь, “Open source” – это всего лишь лицензия на распространение. Если вы хотите исходный код для своих или общественных нужд, то Вам необходим софт с лицензией GPL.

                                    


Что такое лицензия GPL? Это когда общественности передается весь исходный код и она (общественность) развивает программу самостоятельно. Формируются группы единомышленников, которые следят, что попадёт в конечный релиз, некий контролирующий орган. Но главное, что лицензия GPL не может быть коммерческой, все распространения происходят бесплатно. Так же любой пользователь имеет доступ к исходному коду и может для своих нужд, как угодно его изменять. В нашем случае это Blender и GIMP. А вот, что касается Sculptris, то тут ситуация в подвешенном состоянии (откуда вообще взялся Sculptris, читайте в соответствующем разделе ниже). Менеджеры Pixologic (компания, которой в настоящее время принадлежат права на Sculptris) очень хотят распространять ее бесплатно и делают это. Это хорошая реклама Zbrush, который является разработкой Pixologic. По сути Sculptris можно назвать младшим братом Zbrush. Но Pixologic не могут распространять Sculptris по лицензии GLP. Это будет шикарный подарок конкурентам, которые сразу же возьмут исходный код и по принципу “вырезать - вставить” разместят в своих наработках. “Open source” – тоже не выход. А вдруг захочется подзаработать и сделать Sculptris платным? Выход из ситуации был найден, присвоив уже готовой и отточенной программе - статус Alpha. Ведь у нас все еще в разработке, как доделаем, тогда и определимся. А, за Alpha брать деньги еще не одна компания не решилась. Тут множество плюсов. Не нужно раскрывать исходники, отпадают все вопросы с налоговой и если у кого-то она не запустится или будет работать некорректно, то всегда можно сказать – “А, что вы хотели? это же Alpha!”. Такую же хитрость использовала Epic Games с UDK. Там полноценная версия так и не вышла – все Alpha. Эти игры юристов очень часто путают пользователей. Как отличить действительно Alpha от полноценного продукта? Никак. Читать информацию в интернете и, конечно, в нашем замечательном журнале. В случае с Sculptris на название не обращайте внимание. Программа имеет уже 6 версию и вполне работоспособна. Хотя и развивается очень медленно. На момент написания статьи последнее обновление было в 2015 году, а до этого, по-моему, в 2013. Но! Это полноценная программа для цифровой лепки и упустить ее мы не можем.
Теперь, когда мы постарались объяснить вам о лицензиях бесплатных программ, давайте рассмотрим сами программы. Начнем по популярности, а точнее по количеству скачивания с официальных сайтов.    

   
                 
 Итак, начнем. Встречайте Blender!

 

 

Blender был разработан для анимационной студии NeoGeo в 1998 году, компанией Not a Number (NaN), под руководством Тона Розендаля. А день рождения Blender принято отмечать 2 января 1994 года, когда были написаны и скомпилированы первые строки этой программы. 


 

Конечно, NeoGeo был не единственным заказчиком, но основным. На плечи Тона Розендаля легла не только ответственность за продукт, но и техподдержка, обновление, пиар. Программа на данный момент распространялась по принципу shareware (free soft) - терминология имеет много смыслов, но в конкретном случае имеется в виду ограничения по времени эксплуатации.
В 2002 году компания NaN обанкротилась. Тон Розендаль, пытаясь спасти свое творение, решает перевести Blender на лицензию GPL.
Но NeoGeo не хотела так просто отдавать Blender. И потребовала с Тона Розендаля 100 тысяч евро. 
18 июля 2002 года стартовала программа по сбору пожертвований, чтобы пустить Blender в свободное плаванье. А уже 7 сентября 2002 года необходимая сумма была набрана. И Blender стал независимым. 
Образовался контролирующий орган, который назвали Blender Foundation. Его основной задачей решать какие наработки включать в релиз, а какие требуют доработки или вообще не имеют право на жизнь. Это очень похоже на работу регулировщика дорожного движения на нерегулируемом перекрестке. Труд, кстати, титанический. Попробуйте разобраться в чужом коде, тем более, когда их присылают сотнями. И каждый пытается доказать, что именно его нововведение крайне необходимо для Blender. К тому же нужно преодолеть языковой барьер.           
13 октября 2002 года Blender Foundation представила первую версию Blender под лицензией GPL.

Давайте разберем техническую часть Blender. Мы не будем идти по истории от первых версий до последней, это мало интересно. В каждой версии более 100 дополнений и исправлений ошибок. Мы коснемся последней версии продукта, которую если Вам интересно, Вы и установите.
На данный момент, это версия 2.78 
На что способен Blender:
- Полигональное моделирование;
- Spline моделирование, как и создание форм из сплайна (аналог в 3d max - lathe); 
- Поддержка Безъе, NURBS;  
- Систему быстрого моделирования в режиме subdivision surface;
- Метасферы;
- Скульптинг (включен аналог dynamesh, который используется в ZBrush);
- Обширные инструменты анимации, включая инверсную кинематику, скелетную анимацию, нелинейную анимацию, анимацию по ключевым кадрам, и сеточную деформацию;
- Редактор текстур и шейдеров, основанный на нодовой системе;
- Редактор коллизий, столкновения при взаимодействии, работа с жидкостью (все это благодаря встроенному движку Bullet);
- Работа с системами частиц;
- Работа с волосами, шерстью и.т.п.;
- Создание UV развертки;
- Ретопология (ручная);
- Запекания Normal map, ambient occlusion и.т.п.;
- Рендеринг, с возможностью подключения plugin сторонних разработчиков; 
- Обработка видео; 
- Поддержка почти всех 3D (почти) и 2D форматов файлов;
- Встроенный язык программирования Python; 
- Game Blender – предназначен для создания real time приложений (!), начиная от игр, заканчивая архитектурными проектами с поддержкой физики, анимации и освещения в реальном времени;
- А 28 марта 2014 года Российская компания “Триумф” предоставила расширение к Blender под названием Blend4Web. Этот модуль позволяет создать интерактивные приложения, начиная от презентации, заканчивая играми. Очень важно, что приложения после компиляции работает в обычном интернет браузере и не требует дополнительных плагинов. Возможно эта технология очень плотно войдет в инструментарий Web дезайнеров. Предпосылки для этого есть. На сайте компании есть примеры, очень рекомендую ознакомиться. Особенно дизайнеров интерьеров, где заказчик может поменять обои или паркет одним кликом, а также переставить мебель и т.п., сэкономив свое и Ваше время.

 

   
Неплохой список, правда? И все это распространяется совершено бесплатно. Правда, иногда взымается плата за техническую поддержку, дополнительные коллекции материалов и т.п. А также за расширенные версии. Тот же Blend4Web абсолютно бесплатен. Но если вы хотите версию, где абсолютно все включено, что только можно придумать, то Вам придется заплатить 36 тысяч рублей. Но простим разработчиков за измену принципа GPL. Для бизнеса это копейки, а выживать им нужно. Такие люди нужны Родине. Но, двигаемся дальше. 
               
В качестве презентации возможности программы Blender Foundation постоянно выпускает 20-30 минутные короткометражные фильмы, как с живыми актёрами, так и мультипликацию. Все спецэффекты и декорации сделаны, конечно, на Blender.

 

 

Продукт постоянно развивается и будет развиваться. Так что, если вы хотите бесплатную программу с возможностью титанов 3D индустрии, то обязательно обратите внимание на Blender. 

P.S. 
В 3D max, если зайти в свиток геометрии, то там Вы можете найти помимо куба, сферы и т.п – чайник! Обычно все эксперименты с модификаторами происходият именно на нем.  В Blender это модель обезьяны, у нее даже есть имя - Сюзанна.
И последний приятный сюрприз - Blender официально поддерживает интерфейс на Русском. Мне не припомнить профессиональную программу CG, кроме 3d coat и GIMP в которой можно выставить русский интерфейс. В общем, как говорится, не проходите мимо. Но сначала рассмотрим следующую программу.  

 

Следующая бесплатная программа, с которой хочется Вас познакомить – Sculptris.

 

 

Есть замечательная программа для 3d скульптинга под названием, ZBrush, созданная компанией Pixologic. ZBrush до сих пор бесспорный лидер по 3d скульптингу. Вы, конечно, спросите, а как же Mudbox? Ответим. Mudbox хорошая программа, она прекрасно подходит для детализирования уже готовой модели, текстурирования, запекания текстур, а создавать модель с нуля, пока ей не под силу. Не хватает инструментов, хотя бы того же ZSphere, dynamesh и.т.п. Blender со своими возможностями скульптинга тоже не дотягивает до ZBrush. При больших количествах полигонов он просто вылетает, а Zbursh только начинает притормаживать (в защиту Blender скажу, что речь идет о множестве миллионов полигонов. Тут очень часто виноват трехмерный художник, который довел модель до такого состояния).

 

 

Pixologic всегда чувствовала себя на коне, пока как гром среди ясного неба не появился раннее никому не известный швейцарский программист Томас Петерсон (Tomas Pettersson). Он взял из ZBrush основные кисти, написал не тормозящий код, сделал импорт и экспорт формата OBJ. Разработал интуитивно понятный интерфейс, с которым может работать любой новичок. Но самое главное это технология тесселяции, с помощью которой возможно увеличить количество многоугольников для увеличения детализации участка модели. Выражаясь простым языком, Вы выбираете место, где нужно увеличить количество полигонов, не затрагивая остальные части модели (лицо, мелкие элементы одежды, волосы). Эта технология нигде раньше не применялась. Если хотите увеличить количество полигонов, то извольте на всей модели. У Pixologic, да и у других компаний такой возможности не было. Томас Петерсон назвал свое творение Sculptris. Это вызвало у Pixologic ревность. Но окончательно добило их, что Sculptris свободно распространялся по лицензии “Open source” 

 

 

Программа действительно работала стабильно. Все основные инструменты позволяли сделать модели любой сложности. Конечно, у Pixologic возникла истерика. Прямо у их носа образовался конкурент, который рано или поздно может их задавить. А причина очень проста – Sculptris абсолютно бесплатна, в отличии от ZBrush.  Выход из этой ситуации был только один – купить Sculptris. После переговоров Томас Петерсон продался Pixologic и быстро перебрался в Калифорнию, где занял место одного из ведущих программистов ZBrush. Что касается его творения Sculptris, то Pixologic разместила его на своем сайте для свободного скачивания. Несмотря на то, что версия на данный момент была 1.02, ей был присвоен статус альфа, что несправедливо. Но бизнес есть бизнес (зачем это делается, мы упомянули в начале статьи).  
Но все же, если Вы ищете бесплатный аналог ZBrush, то Sculptris, Вам бесспорно подойдет. Да, там нет сотен кистей, создания Zsphere и прочих наворотов. Но все это компенсируется простотой использования. Один пользователь в форуме написал: “В Sculptris я на 100% отдыхаю, работаю для души и чувствую себя художником. А в ZBrush основное время читаю документацию...”    

 

Будем надеется, что у программы есть будущее. Но хотя бы можно с уверенностью заявить, что у нее есть достойное настоящее.      


 
Третья программа это 2D редактор GIMP

 

 

 

 

Итак, позвольте Вас познакомить с бесплатным аналогом Photoshop, не только повторяющим его функции, но и намного превосходящим своего конкурента. Встречайте - GIMP.   
Расшифровывается, как GNU Image Manipulation Program. Растровый редактор с поддержкой векторной графики. Создателями программы являются  Спенсер Кимбелл и Питер Маттис. Создавали они GIMP для своей дипломной работы, и я думаю, что даже не подозревали, что делают самый успешный 2D редактор среди бесплатных. После успешной защиты диплома GIMP вышел в свободное распространение по лицензии GPL. Надо отдать должное Спенсеру и Питеру, за то, что они не просто выкинули исходные коды в сеть, а подтянули единомышленников. Стали развивать программу вынося ее на совершенно новый уровень. Создали контролирующий орган GNOME Foundation.

 

В итоге мы имеем бесплатную альтернативу Photoshop с расширенными возможностями. Дело даже дошло до аналога функции Actions, которой Adobe так хвасталась.
Также GIMP поддерживает работу с отдельными элементами и слоями.
В GIMP есть работа с уровнями цветопередачи, тон-насыщенность, баланс цветов, векторные кривые, множество кистей, работа с масками и множество фильтров.
Включена возможность создания PDF, а учитывая векторные возможности редактора, он легко подходит для верстки сайтов и журналов.
Недавно была добавлена поддержка цифрового негатива RAW.
Это только малое число процентов возможности программы. Если GNOME Foundation будет развивать GIMP такими темпами, то через пару лет нам не понадобится ни Photoshop ни Corel Draw. Все будет в одном пакете.
Останется только проблема обучения и адаптации пользователей. Работа в этом направлении тоже ведется. Я с удивлением нашел в интернете русскоязычные книги по GIMP. Особенно понравилась книга “GIMP для фотографа” нашего сотетечествиника Павла Девицского. Очень много информации и на youtube. 

Мы заканчиваем первую часть обзора бесплатного программного обеспечения. Следите за нашими выпусками, где мы будем рассматривать бесплатный, но качественный софт. Благодаря бесплатным лицензиям - мир получает гениальных программистов, открывают их потенциал и толкает к созданиям сообществ, которые могут изменить представления об уже привычных вещах в CG.     

Никита Ивановский
Никита Ивановский

Оставьте комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Вход в личный кабинет

Введите ваш почтовый адрес и пароль

Обратный звонок

Введите данные для связи и мы вам перезвоним

Я даю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю согласие с политикой конфиденциальности

Задать вопрос

Введите ваш вопрос

Я даю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю согласие с политикой конфиденциальности