гамма в 3Ds Max 2014
Звоните по телефону: +7 (905) 334 57 25 или по skype: naiv3d

Настройка гаммы в 3Ds Max 2014.

Данная статья посвящена настройке гаммы в программном обеспечении 3Ds Max 2014 с установленной версией v-ray 2.40.04 и выше.

Наверное, каждый начинающий тридешник рано или поздно сталкивался с проблемами во время своих первых рендеров. Порой получается так, что изображение на рендере выглядит не естественно тёмным или слишком осветлённым и при сохранении изображения мы наблюдаем совсем другой результат. Чаще всего проблема кроется в некорректных настройках гаммы. Как же правильно выставить настройки, что бы результат соответствовал ожиданиям и в чём причина?

Для начала рассмотрим само понятие гаммы. 

Гамма - это степень нелинейности цветового градиента от самого темного к самому светлому значению. C математической точки зрения линейной является гамма 1.0  и именно поэтому программное обеспечение, такое как Max, V-Ray, по умолчанию производит расчеты именно в гамме 1.0. Но значение гаммы, равное 1.0, соответствует монитору, который имеет линейную зависимость отображения от белого к черному. Так как таких мониторов не бывает, принято считать что нелинейность цветового градиента на всех мониторах равна 2.2.

Для наглядности, ниже приведено сравнение гаммы 1.0 и гаммы 2.2

Невооружённым взглядом можно заметить, что там, где у гаммы 2.2 должны быть светлые тона, у гаммы 1.0 они тёмные. Из-за этого изображение, которое имеет гамму 1.0 при просмотре на мониторе с гаммой 2.2, выглядит неестественно тёмным.

Рассмотрим это немного подробнее, ниже приведён пример одного и того же изображения, но с разными параметрами гаммы.



Как видно из примера, изображение с гаммой 1.0 получается намного темнее. Как же устранить возникшую проблему? Об этом дальше.

Для начала убедитесь, что в 3Ds Max правильно заданы настройки гаммы. Для этого щёлкните на значок 3Ds Max в левом верхнем углу. Зайдите в «options» далее во вкладку «Gamma and LUT» проверьте, что бы был отмечен пункт «Enable Gamma/LUT Correction» и в значении «Gamma» было установлено 2.2



После этого необходимо проверить настройки рендера. Для этого в верхней панели 3Ds Max находим вкладку «Rendering», далее во вкладке выбираем «Render Setup». В открывшемся окне выбираем пункт «V-Ray» и разворачиваем меню «V-Ray: Color mapping» и «V-Ray: Frame buffer». В меню «V-Ray: Color mapping» проверяем значение «Gamma» которое должно быть равное 2.2. В меню «V-Ray: Frame buffer» проверяем что бы стояла галочка «Enable built-in Frame Buffer» это означает что рендер (постройка изображения) будет происходить непременно в V-Ray Frame buffer в котором доступны дополнительные опции и который работает с гамма-коррекцией.



Теперь мы уверенны в том, что 3Ds Max полностью работает с гаммой 2.2, осталась одна незначительная вещь. Необходимо включить режим sRGB в V-Ray Frame Buffer. Проще говоря, в этом режиме изображение будет выводиться с корректной гаммой 2.2, что нам и нужно. Как именно работает функция sRGB можно увидеть на примере ниже.



Но стоп! Что же делать когда изображение выглядит очень светлым и блеклым? Как на следующем примере.



Если возникла данная проблема, то необходимо проверить настройки «Color Mapping», а именно его режим. Скорее всего, в  пункте «Mode» стоит значение «Color mapping and gamma» необходимо выставить иной режим «Color mapping only (no gamma)».



Но что же означает этот параметр и почему возникает такая проблема?

Всё дело в том, что с выходом 3Ds Max 2014 он автоматически работает с гаммой 2.2, то есть на выходе в «V-Ray Frame buffer» гамма уже имеет это значение. Когда устанавливается значение «Color mapping and gamma» это говорит о том, что изображение на выходе будет корректироваться в гамму 2.2. Это приводит к блеклости изображения, другими словами гамма умножается и получается, что её значение равно 2.2x2.2. В режиме «Color mapping only (no gamma)» V-RAY Frame buffer берёт все значения Color mapping но не затрагивает гамму на выходе.


Сделаем небольшое заключение. Для того чтобы получить и сохранить корректный результат нужно соблюсти следующие правила:

  1. В опциях «Gamma and LUT» проверьте, что бы был отмечен пункт «Enable Gamma/LUT Correction» и в значении «Gamma» было установлено 2.2.
  2. Убедитесь, что активирован «V-Ray: Frame buffer».
  3. В меню «V-Ray: Color mapping» проверьте значение «Gamma» которое должно быть равное 2.2 А так же параметр «Mode» в котором должен быть установлен режим «Color mapping only (no gamma)».
  4. Убедитесь, что при рендере активирован режим sRGB.

Если соблюдены все условия, то не должно возникнуть проблем с отображением и сохранением готового рендера.


Рассмотрим ещё некоторые моменты, касающиеся настроек гаммы.

Часто возникает вопрос… Что делать, если в редакторе материалов, все материалы отображаются не корректно и имеют тёмный тон как на примере ниже?



При возникновении такой проблемы необходимо проверить параметры «Gamma and LUT» и поставить обе галочки в разделе «Materials and Colors».



Теперь редактор материалов выглядит совсем по-другому и более корректно.

И перед тем как попрощаться, рассмотрим ещё один момент. А именно в какой же формат лучше всего сохранять рендеры? Без лишних слов и теории, лучше сохранять в такие форматы как tif 16-bit, hdri и exr. Эти форматы лучше остальных позволяют сохранять информацию об изображении. Благодаря этому, можно быть уверенным, что сохранённое изображение ничуть не будет отличаться от того, что мы видим в V-Ray Frame Buffer.

Как именно выбрать формат изображения при его сохранении?

Формат изображения можно выбрать в выпадающем меню, в свойствах «Save as type»



Дорогой друг, вот мы и подошли к концу статьи. Надеюсь, мы смогли ответить на много ваших вопросов. Если же, у вас ещё остались какие либо вопросы или в статье присутствуют недочёты, вы всегда можете оставить свой комментарий.

 

Хороших успехов и начинаний, в области трёхмерной графики!

Чтобы подписаться на рассылку, необходимо зарегистрироваться
Вверх